Саморегулируемая организация
Ассоциация «ЭНЕРГОПРОЕКТ»
СРО-П-068-02122009

25 сентября заканчивается обсуждение стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов» », проект которого опубликован на официальном портале Объединения. Из серьезных новаций, которые устанавливаются стандартом, следует отметить введение в нем риск-ориентированного подхода. Член Общественного совета по саморегулированию Александр Евдокимов напоминает всем руководителям СРО, что в соответствии с этим стандартом им придется осуществлять свою деятельность долгие годы, поэтому следует поторопиться и дать свои замечания или предложения к этому важному документу - по форме, установленной НОСТРОЙ. Это нужно, чтобы стандарты деятельности СРО были оптимальными и полезными, а также минимизировали непроизводственные потери.

Впервые норма закона о риск-ориентированном подходе была введена 372-ФЗ - в редакции от 03.07.2016. Закон вступил в силу в августе 2017-го года. Следовательно, данный подход уже должен применяться. Градостроительный кодекс РФ не расшифровывает, что такое риск-ориентированный подход, указывая в ст. 3, что конкретные детали будут содержаться в методике, которую должен разработать Минстрой. Данная методика была утверждена приказом Минстроя 699/пр от 10.04.2017 «Об утверждении методики расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации…»

Итак, Градостроительный кодекс дал общие ориентиры, Минстрой в своем приказе осуществил их детализацию, а точные формулировки, как должен быть реализован риск-ориентированный подход на практике, устанавливает стандарт деятельности СТО НОСТРОЙ «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов.

Для многих сначала возникает вопрос, что такое риск-ориентированный подход, а потом и другой вопрос – как его применять на практике. Строительный процесс предполагает создание объектов разной сложности и опасности, крупных и мелких, поэтому и риски, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом таких объектов, различаются. Очевидно, что риски тем выше, чем более крупным и сложным является объект. И что неразумно проверять мелкие объекты с той же частотой и тщательностью, как крупные и опасные.

В главе 7 разработчики стандарта подробно раскрывают, что такое риск-ориентированный подход и каким образом он должен применяться для реализации контроля за деятельностью членов СРО, связанной со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. А также, какое влияние этот подход окажет на систему плановых и внеплановых проверок. Таким образом, создается нормативная база для решений, которые может применять контрольный орган СРО после каждой проверки своих членов.

Большое значение при этом уделяется профилактике правонарушений обязательных требований законодательства. Минстрой в своей методике разделил все риски на 6 категорий, где 6 категория – это максимальный, «чрезвычайно высокий риск». Под риском, согласно статье 7.3. стандарта, понимается «риск причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, … при нарушении членом СРО, который осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса требований, установленных законодательством РФ о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, включая требования, установленные в стандартах на процессы выполнения работ…, утвержденных НОСТРОЙ».

Расчет значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации, производит контрольный орган СРО. Практически этот расчет сводится к простой работе – на основании критериев, которые указаны в Положении о контроле, либо дополнительных критериев, которые могут быть сформулированы СРО, отдельные элементы деятельности членов СРО классифицируются по степени риска – от самой низкой - первой, до шестой - чрезвычайно высокой степени риска. Количество и условия проведения проверок устанавливаются для каждого члена СРО по индивидуальному плану - в зависимости от полученных значений категории риска.

Такой подход позволяет дифференцированно подходить к проверкам и не применять необоснованно высокую контрольную нагрузку к членам СРО, имеющим категории риска ниже среднего уровня. Для таких членов не нужно делать проверки с избыточной частотой и глубиной. В отношении среднего и более высоких категорий риска пунктами 7.9.5 – 7.9.7 стандарта устанавливаются дополнительные мероприятия для профилактики нарушений обязательных требований законодательства. Таким образом, риск-ориентированный подход положительно влияет на повышение качества работ при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта.

 

Обсуждение проекта стандарта на портале НОСТРОЙ завершается 25 сентября.

 

 

 

 

 

 

 

Дата создания страницы: 01.09.2009 10:15, дата последнего изменения: 30.10.2017 18:30